Художественные витражи тиффани - технология и изготовление
Витраж (в переводе с фр. «vitrage» означает – остекление) – это, как правило, композиция, составленная из множества кусочков цветного стекла.
Существует три основные витражные технологии – наборные витражи (паяные), бесшовная технология и экспресс-витражи.
К первой технологии относятся классические типы витражей и витражи «тиффани». Техника изготовления классических витражей появилась еще в Средние века и считается самой древней. Для данной технологии характерны простые геометрические узоры, четкие границы цвета, кусочки стекол имеют небольшие размеры. Стекла нарезаются и, плотно прилегая друг к другу, помещаются в латунный или свинцовый профиль. Стекла спаивают по обеим сторонам витража. При пайке используют оловянные припои, которые впоследствии патинируют (патинирование – образование налета после нанесения специальных кислот), после чего витраж приобретает состаренный вид, что еще больше подчеркивает его величие.
Технология «тиффани» в целом схожа с классической техникой, единственное отличие состоит в способе скрепления стекол между собой. Каждая стеклянная деталь композиции оборачивается по контуру медной фольгой, а затем производят спаивание свинцовыми или оловянными припоями. Данная технология была придумана Луисом Комфортом Тиффани, специально для изготовления объемных форм (например, плафонов для ламп и люстр из цветного стекла). Благодаря этой технологии детали можно спаивать даже по сложно изогнутым линиям, получая таким образом точные округлые формы.
Бесшовная технология включает в себя такие техники, как травление, пескоструйная гравировка, кастинг и фьюзинг. Такая технология подразумевает изготовление витражей без применения спайки. Детали композиции соединяют клеем, а затем выполняют спекание при высоких температурах. Травление подразумевает предварительную пескоструйную обработку. Затем стекло можно расписывать силикатными красками и обжигать в печи. Далее требуется протравливание плавиковой кислотой. Такая техника позволяет получить плавные переходы цвета и требуемую рельефность. В силу вреда, получаемого мастерами при изготовлении витражей, данная техника в настоящее время уже не применятся.
Пескоструйная обработка стекла представляет собой его матирование, внешне напоминающее стекло, покрытое инеем. Для такой технологии используют стекла толщиной не меньше 5 мм, рисунок можно наносить с двух сторон. Такая технология не имеет цвета, только если стекло изначально не было цветным. Можно использовать такую технологию и для зеркал. Витражи, композиции которых выполнены «пескоструем» отлично вписываются в классические интерьеры.
Технология «фьюзинг» в переводе с английского означает «спекание». В этом и состоит суть данной техники. На прозрачном стекле наносят эскиз, который затем выкладывают кусочками разноцветного стекла, что делает возможным сделать витраж многослойным. После чего вся композиция выпекается при температуре свыше 850 градусов. Витражи, выполненные по технологии «фьюзинг» получили широкое распространение, их используют как витражные вставки в оконные и дверные проемы, часы, витражные подступенники и много другое. Кастинг – эта технология схожа с «фьюзингом», но для данного случая цветное стекло плавится и разливается по металлическим формам, благодаря чему витражу придается объем. Рельеф вырисовывается мастером на еще не застывшем стекле.
К экспресс-витражам относят более простые технологии изготовления, которые имеют меньшую стоимость. Такая технология не подразумевает спайки, термообработки стекла или спекания. Технология изготовления «пленочного» витража сводится к размещению на стекле кусочков самоклеющейся пленки, которые имитируют цветное стекло, а стыки между ними проклеивают лентой металлического цвета, которая напоминает медную или свинцовую протяжку. Витражи, выполненные по данной технологии, будут простить даже самый изысканный интерьер. Также не придают никакого изыска лаковые псевдовитражи. Рисунок на таких витражах наносится цветными лаковыми смесями. Такие витражи подойдут в качестве ширм, перегородок, элементов декора. Ни в коем случае нельзя помещать эти витражи в оконные проемы, либо использовать их в качестве плафонов светильников, так как под действием света все композиция просто разрушится, и ее будет очень просто стереть с плоской поверхности стекла-основы.
Помните о том, что использование витражей в интерьере должно привносить изысканность, богатство и величие. Поэтому, выбирая витраж, согласовывайте это предварительно со своим дизайнером.
История витражей
Первые витражи появились в средневековой Германии в середине Х веке. С тех пор зодчие открыли волшебное свойство цветного стекла одухотворять пространство. Особое распространение получили витражи в готических храмах, которые до сих пор восхищают и поражают воображение.
Широкое распространение декоративных окон из кусочков цветного стекла началось со второй четверти XI века. Украшенные величественными изображениями композиций религиозного содержания, узкие окна из кусочков цветного стекла, переливаются под ярким солнцем, играя всеми цветами радуги. Среди витражных произведений той эпохи также можно встретить окна круглых, четырехугольных, эллиптических форм, украшенных изображениями исторических сюжетов. И сегодня мы имеем возможность полюбоваться старинным витражным искусством в соборах Франции - в Париже, Пуатье, Сен-Дени, Шартре, Бурже и др. Прозрачная мозаика этих витражей составляет одно целое с архитектурой здания.
Витраж представляет собой утонченную игру света, цвета, отражения, способен преображать пространство в сказочную цветовую гамму. Художественные витражи, применявшиеся в основном для декорирования церквей и храмов, сегодня проникают в общественные и жилые здания. Современная тематика этого замечательного вида монументально-декоративного искусства отражает современные течения в культуре и искусстве, а также собственные фантазии.
В технике современного витража тематически дозволено все - японская графика, готика, просто орнамент или картина. Это может быть даже рисунок Вашего ребенка, так сказать «запечатленный в вечности». Самое интересное, что элементы витража, внесенные в интерьер помещения, сразу преобразовывают его.
С технической точки зрения, витраж можно сравнивать с мозаикой – так же применяются нарезанные кусочки стекла всевозможной цветовой гаммы, различных форм и фактур. Они соединяются между собой разными способами, в зависимости от применяемой технологии.
Старинные художники выполняли рисунок в натуральную величину, с которого снимались шаблоны. По этим шаблонам резалось цветное стекло. На кусочки стекла наносился рисунок эмалью бурого цвета и производился обжиг уже «тонированных» кусочков стекла. После обжига куски стекла собирались по рисунку. Крепились кусочки стекла на прутках из свинца путем пайки в единую конструкцию.
В современных технологиях изготовления витражей по-прежнему применяется старинная техника из стекла и металла. Но свинец, как металл вредный для здоровья людей, используется теперь сравнительно редко. Чаще применяются такие металлы как латунь, медь, мельхиор. Большие витражи гигантских размеров создаются на основе алюминиевых профилей. Также мастера искусства витражей все шире используют полимерные синтетические покрытия. Применение современных технологий дает возможность добиться самой совершенной проработки деталей в рисунке.
Следует добавить, что новые технологии в производстве стекла позволили значительно расширить функциональное использование витражей. Например, стеклянные витражи используются как декор в подвесных потолках; как ширма или перегородка, разграничивающая пространство; в виде оформления плафонов и бра; в виде панно, как декорация помещения.
Современные художественные витражи, как в классической, так и в современной технике исполнения, способны украсить любой интерьер. Народ желает придать яркую индивидуальность и благородный шарм собственному дому. Поэтому витражи становятся очень популярными в дизайнах интерьеров.
Связаться со специалистами по работе с клиентами можно по телефону (495) 981-62-28.
Перейти к оформлению удаленной заявки он-лайн.